Световой дизайн помещений – явление относительно новое. Появилось оно на стыке дизайна и архитектуры, и изначально специализировалось на крупных формах: подсветках городских достопримечательностей, световых и лазерных шоу, световых сопровождениях концертов и т.д.
Затем со сцен и площадей мегаполисов световой дизайн перешел в бытовую плоскость. Понятие «светового сценария» стали учитывать при проектировании бизнес-центров, культурных пространств, офисов, жилых домов и квартир.
Спрашивается: зачем нам это? Чем плоха старая добрая люстра посреди комнаты? Зачем учитывать нюансы вроде распределения света и тени, драпировать светильники, комбинировать приборы разной мощности, приглашать специалистов и производить расчеты?
Ответ прост: сегодня избегать светового дизайна и ограничиваться люстрой – так же неразумно, как освещать помещение лучиной. Технологии шагнули далеко вперед, и теперь пара щелчков выключателем способны задать настроение в помещении, зонировать пространство, подчеркнуть неповторимость дизайна, сберечь Ваше здоровье – эмоциональное и физическое, а также – существенно сэкономить Вам деньги. Всех этих эффектов можно достичь, всего лишь используя декоративное освещение помещений. Как правильно это делать? Давайте разбираться.
1. Декоративное освещение: основные принципы
Идеальный световой дизайн помещения, по мнению профессионалов, базируется на трех критериях:
- Эстетическом
- Эргономическом
- Энергоэффективном.
Рассмотрим каждый из них отдельно.
Эстетика. Декоративное освещение призвано подстраиваться под особенности каждого конкретного помещения и подчеркивать его достоинства, нивелируя недостатки.
Так, чтобы создать актуальный эффект состаренной стены и подчеркнуть ее фактуру, нужно направить на нее точечный светильник перпендикулярно сверху или снизу. А чтобы, наоборот, скрыть изъяны – расположить напротив нее светильник с мягким, рассеянным светом. Мягкие лучи создадут эффект «фотошопа», и стена будет казаться сглаженной.
Грамотное использование света в интерьере позволяет не просто «сделать комнату светлее», но и расставить акценты, увеличить или же уменьшить пространство, поделить его на зоны, выделить детали.
Кроме того, именно свет отвечает за общий антураж комнаты. Вы можете создать яркий, современный интерьер в стиле «модерн» и подчеркнуть его прямым светом с холодным подтоном. А можете сделать из спальни восточный будуар, мягко осветить ее рассеянным светом из задрапированных светильников, имитирующих естественный огонь, и создать в ней интимный полумрак.
Подобные приемы часто используются в театрах: чтобы перейти от ослепительной сцены бала к драматическим переживаниям главного героя, требуется лишь сменить свет: погасить основной, добавить прожектор на персонажа, сменить светофильтр на, скажем, красноватый – и атмосфера изменится кардинально. А ведь декорации останутся теми же.
Эргономичность. Эстетика – хорошо, но освещение должно быть еще и функциональным. Если речь идет о рабочем помещении – то там освещение обязано соответствовать гигиеническим и санитарным нормам: равномерно распределяться по помещению, не слепить и не быть слишком тусклым, не утомлять глаза и не “мигать”.
В жилом помещении требования к свету более гибкие: здесь оно может регулироваться в соответствии с нуждами человека. Оно должно быть многозадачным: если Вы хотите почитать книгу – освещение должно быть одним, устроить званый ужин – другим, выпить бокал вина в одиночестве – третьим.
Энергоэффективность. Чем экономичнее расходуются ресурсы – тем лучше и для Вас, и для окружающей среды. Потому, если освещение отдельных участков излишне, если возможно заменить лампы на менее мощные (не в ущерб эргономике!) – хороший проект декоративного освещения помещения обязательно это учтет.
Конечно, основной инструмент дизайнера при разработке проекта декоративного освещения – это осветительные приборы. О них мы и поговорим дальше.
Профессионалы делят источники света на основные и дополнительные. Основные как раз и несут функцию «сделать светлее». А вот дополнительные призваны выделять отдельные части интерьера. К таким источникам, например. относятся точечная подсветка, подсветка ниш и пьедесталов
2. Какими бывают светильники?
Три основных вида светильников, которые используются в декоративном освещении помещений:
- светильники прямого света
- светильники отраженного света
- диффузные светильники.
Также дополнительно выделяют ассиметричные светильники и комбинированные (сочетают прямой и отраженный свет).
Светильники прямого света проще всего охарактеризовать словом “прожекторы”. Они направляют волну света непосредственно на предмет или участок помещения. Такой свет – очень яркий, он слепит, и находится в зоне такого света “в лоб” никому не понравится. Потому он редко используется как основной источник освещения, но идеален для создания подсветок и акцентов. Преимущество направленных светильников: их экономичность и эффективность при высвечивании определенных зон и элементов.
Самый простой пример такого светильника – настольная лампа. Она охватывает небольшую зону, но освещает ее очень ярко. При этом на все помещение одной (и двух, и трех, и даже десяти) настольной лампы не хватит.
Светильники отраженного света – напротив, чаще всего – средство основного освещения. Они обычно располагаются под потолком, направляют лучи на него, и свет, уже отраженный, мягко распределяется по помещению. Такие приборы можно использовать как в офисах, так и в жилых помещениях.
Такие светильники стоит располагать в помещениях со светлыми (в идеале-белыми) потолками. Тогда свет будет отражаться максимально.
Диффузные светильники тоже с легкостью справятся с общим освещением. Но они еще сильнее и еще мягче рассеивают свет, отражая его не только от потолка, но и от стен. В плане эргономики и экономичности – самые эффективные.
Светлые помещения такие приборы сделают еще светлее и “воздушнее”, а темные – избавят от мрачности.
Добавим: ассиметричные светильники действуют так же, как направленные, а комбинированные сочетают в себе качества направленных и светильников отраженного света.
Именно комбинируя разные виды осветительных приборов, дизайнеры создают неповторимые интерьеры, которые базируются на игре света и тени.
3. Чего можно добиться с помощью декоративного освещения: идеи
- не нужно размещать все приборы на потолке. Конструкция современных светильников позволяет вмонтировать их в стену, в пол, в нишу, сделать подвесными или поставить на пол.
- Играйте с формами, ведь светильник – это не только лампочка, но и элемент дизайна. Пусть люстра будет винтажной, или торшер – модернистским,лишь бы это вписывалось в концепт помещения.
- Подсвечивайте любые нестандартные решения в дизайне. Ниши, скульптуры, пьедесталы, лестницы – все это достойно отдельной иллюминации.
- Диодам, неонам и гирляндам в интерьере – быть. Такие формы пусть освещают мало, зато позволяют воплощать самые смелые решения. Вы будете уверены: такого точно не встретить в доме у друзей. Это будет отражением Вашей индивидуальности.
- не забывайте про естественные формы освещения: солнечный свет и пламя свечей или камина. Иногда стоит отказаться от искусственных источников ради подрагивающего огонька или яркого солнца. А уж в случае их нехватки – смело пускать в ход электричество
Главное при разработке светового дизайна – учитывать особенности помещения. Не забывайте: декоративное освещение – это не только “правильно расставить лампочки”, это еще и грамотно провести проводку, рассчитать нагрузку на сеть и учесть функциональность используемого освещения. Потому без помощи профессионалов тут не обойтись.